Как проверить качество токеномики заказчику и инвестору


На вопрос о проверки качества токеномики отвечают ChatGPT, Microsoft Bing и Андрей Голубев.


Ниже следует транскриб данного выпуска подкаста, который я сделал через Whisper. Возможно он не все распознал правильно, а может и напутал местами. Лучше слушать оригинал подкаста.

Сегодня поговорим про токеномику, вернее ее качество, а еще точнее о том, как проверить качество токеномики. Это будет полезно как самим инвесторам, чтобы понять, насколько токеномика проектов, которые не собираются вкладывать в свои средства, действительно хорошо и качественно выполнена. Также это будет полезно и самим владельцам проекта, которые обращаются за разработкой токеномики к сторонним специалистам.

Итак, что такое качество токеномики и как проверить это качество токеномики, как убедиться, что токеномика качественна. Так как я уже больше двух месяцев усиленно пользуюсь в своей ежедневной работе ChatGPT и Microsoft Bing с его искусственным интеллектом, то естественно я в первую очередь задал эти вопросы этим двум сеткам. И вот что они мне ответили.

Сейчас я зачитаю, сперва будет ChatGPT с меми-комментариями, а затем будет и Microsoft Bing. 

Итак, ChatGPT говорит. Пункт первый. Изучите белую книгу проекта, но имеется в виду white paper. Ознакомьтесь с описанием токенов, их использованием и экономической моделью проекта. Прекрасный пункт.

Пункт два. Оцените степень децентрализации проекта. Децентрализация это одна из главных характеристик блокчейн проекта. Здесь он конечно смешал в кучу, добавил чисто блокчейновскую характеристику, потому что если вы делаете проект на каком-то стороннем, скажем так, чужом блокчейне, то у вас будет степень децентрализации очень близка к степени децентрализации этого блокчейна. Плюс-минус.

Пункт третий. Исследуйте экосистему проекта. Успешная токеномика должна быть частью широкой экосистемы, включающей несколько приложений и сервисов, которые используют токены в качестве ценности. Вот видите, очень хороший пункт, который говорит о том, что у токенов должна быть ценность.

Пункт четвертый. Изучите капитализацию проекта. Оцените капитализацию проекта и количество токенов в обращении. Успешная токеномика должна иметь сбалансированную экономическую модель, где ценность токенов связана с их использованием в рамках экосистемы проекта. Прекрасное замечание, которое говорит о том, что токены должны использоваться в проекте. Они должны быть, что называется, кровью этого проекта. И ценность токенов должна на этом основываться. То есть ценность токенов создается внутри проекта. Не абстрактное там рост, потому что будет спрос, так далее, хайпы, паника и так далее. А ценность создает использование этого токена в проекте. Пункт пятый. Изучите команду проекта. Ну все понятно. 

Пункт шестой. Иизучите отзывы сообщества. Ну опять же, то же самое. Ознакомьтесь с отзывами и так далее. Это нам сказал ChatGPT. Я считаю, что достаточно лаконично, немножко водянисто, но в целом это можно брать за основу.

Сейчас давайте посмотрим, что нам сказал Микрософт Бинг. Bing сказал очень лаконично. Качество токеномики проекта можно оценить по нескольким критериям.

Критерий первый. Ценность токена для пользователя. Токен должен быть необходимым для получения доступа к функционалу проекта и приносить выгоду его держателям. Например, токен может давать скидки, право голоса, участие в IDO и так далее.

В целом можно сказать, что Microsoft Bing дает более грамотные и взвешенные, скажем так более современные ответы, чем ChatGPT. Я был этим удивлен, но в целом Microsoft Бинг мне нравится больше.

Итак, давайте вернемся к первому пункту. Ценность токена для пользователей. Токен должен быть необходим для чего-то. Без токена система работать не должна. Если в вашем проекте система работает без токена, то можно заменить просто баллами, скидками, купонами, пластиковыми карточками, фиатными, деньгами. Что-то не то в вашем проекте. Поэтому в качественной токеномике должна быть описана ценность токена для пользователей.

Если в вашей токеномике, которую вам разработчик передал или в какой-то проект вы хотите вкладывать деньги и вам дают токеномику, где ценность токена не описана, не написано 3-4 абзаца, в чем же суть токена, в чем его ценность для пользователей, для разных групп пользователей, для всех сторон проектов — это значит, что токеномика некачественная. У вас должно быть четко словами описана ценность, не додумывать кто-то должен, а четкое описание ценности.

Идем дальше. Пункт номер два. Стимулы для аккумуляции токена. Токеномика должна поощрять пользователей держать токен и не продавать его. Для этого могут пользоваться различные механики, такие как стейкинг, фарминг и так далее. То есть видите, ЧатGPT сильно проигрывает в этом. Он дает очень абстрактные советы, а вот Microsoft Bing давал очень классные советы. То есть реально прикладные. Стимулы для аккумуляции токенов. То есть это второй пункт.

В токеномике надо предусматривать, описывать и пояснять, почему в вашем проекте люди собираются играть в долгую. Не хайпануть за полгода, купив очень дешево, потом один раз перепродав и все. На одном таком заходе заработать денег нет. Токеномика должна раскрывать, почему в вашем проекте будет оборачиваемость токена. Не один раз, а один раз купили, второй раз купили, третий раз купили, четвертый раз купили, пятый раз продали, шестой раз продали, седьмой раз опять купили и так далее.

Чтоб у нас был цикл покупка-продажа, покупка-продажа. И чтобы у нас люди хотели покупать больше, нежели продавать. Это надо продумать вашу бизнес-модель вашего проекта и потом на его основе уже создать токеномику. Качественная токеномика должна раскрывать у себя вот эти все стимулы.

Следующий пункт. Баланс между спросом и предложением токенов. Токеномика должна учитывать общее количество токенов, скорость их эмиссии, распределение между участниками, ликвидность на рынке и другие факторы. Цель избежать инфляции или дефляции токена и поддержать его стабильный рост. Блеск просто аплодисменты для Microsoft Bing. Действительно, токеномика должна описывать баланс между спросом и предложением токенов. Что покупаем? Как покупаем? Почему продаем? Кто покупает? Кто покупает на первом этапе? Кто покупает на втором этапе? Опять же, зачем покупают? Зачем первые продают? Зачем вторые покупают? Что вторые будут делать с этим токеном? Почему первые избавляются от токена? То есть в токеномике это должно быть все описано словами. Вот реально абзац и пошло описание. Эти игроки покупают токен потому что потому что потому что те игроки продают потому что у них накопился избыток токенов, они их продают, но с намерением через какой-то промежуток времени опять начать их покупать потому что им надо то-то то-то и то-то.

Четвертый пункт прозрачность и предсказуемость правил токеномики. Токеномика должна быть четко описана в документации проекта и закреплена в коде смарт-контрактов. Пользователи должны понимать как работает токеномика и какие последствия могут иметь их действие с токеном. Блестящий пункт, то есть прозрачность и предсказуемость. То есть в токеномике надо предусмотреть все возможные варианты развития событий. Не то что кто-то там купил кто-то продал, а если кто-то купил но не продал начал у себя хранить, а потом под этот токен он взял кредит в какой-то другой криптовалюте на какой-то децентрализованной бирже и так далее. А если он решил допустим вот обидеться и вот просто купил на ранней стадии миллиард токенов на 10 тысяч долларов, но потом вдруг сильно обиделся на ваш проект, а теперь токен стоит там в 20 раз дороже и он начал просто дампить ваш токен в ноль, либо наоборот начал разгонять его сильно вверх.

И в одном случае люди которые зарабатывали на вашем проекте очень сильно теряют в деньгах, так как цена токена падает. А может у вас какая-то другая бизнес модель и вам дорогой токен не нужен, потому что пользователи которые покупают ваши услуги через ваш токен понимают что ваши услуги подорожали. Раньше они там токен покупали по доллару и оплачивали юридическую консультацию за один доллар, а сейчас токен стоит в 20 раз дороже, юридическая консультация стоит теперь не доллар, а 20 долларов за минуту консультации. Все, то есть вы теряете на том что токен сильно вырос в цене и вот это надо предусматривать.

В токеномике вот эти вот угрозы токену должны быть описаны. И маленький вывод у Бинга. Для проверки качества токеномики в проекта можно обратиться к специалистам по токеномике. Просто блестящий, я очень доволен Бингом.

Итак, я добавлю к этим двум очаровательным парням ChatGPT и Microsoft Bimg еще такую маленькую ремарочку. Токеномика это не просто «бублик» где написано кому сколько токенов раздаем, это целый документ в котором текстом, текстом описано и посчитано. Как работает проект, в чем выгоды, в чем недостатки, какие бонусы получит каждая из сторон, какие угрозы несет каждая из сторон, что будет если кто-то там обидится на проект и начнет работать против этого проекта и так далее. Все вот эти, что называется исключение, как у программистов, поведение программы и там есть нажали эскейп не нажали эскейп, а если он нажал в этот момент alt-tab, а если он нажал enter и так далее. Все вот эти исключения нужно предусмотреть, их нужно писать в токеномике.

Безусловно это будет закрытая часть токеномики, которая не уйдет в паблик, в общее обозрение. Это будет для заказчиков-клиентов, но тем не менее это этот раздел должен быть. После этого в токеномике должно быть, как я уже сказал, все это посчитано, проанализировано, ну и сделан какой-то вывод, вердикт о том, что это реально работоспособный проект, хотя бы в теории, чтобы теоретически можно было понять, что да, вот это в принципе работает. Как будет на практике, это уже второй вопрос, но хотя бы вот на цифрах в теории цифры должны сходиться, биться, что называется, стыковаться между собой, чтобы было понятно, что да, это рабочий выбор.

Вот такие критерии должны быть в токеномике, и вот так надо оценивать токеномику любого проекта, будь то вы инвестор или заказчик на разработку токеномики.

Все, спасибо, что слушали меня, с вами был Андрей Голубев, до свидания!

Комментарии