Истерический смех: целевая аудитория и конкуренты

Огромное количество статей написано про целевую аудиторию (ЦА) и анализ конкурентов (АК). Но все рано эта тема умиляет.

Есть два основных столпа проблем в бизнесе: ошибки в определении своей целевой аудитории и неверный анализ конкурентов. Этот пост про базовое понимание ЦА, АК. Он написан после моих многочисленных общений с бизнесменами и студентами. Рассчитываю, что вам станет легче вести бизнес или сдавать экзамены.

Целевая аудитория

В ЦА записывают широкими мазками всех. Не буду уже об этой ошибке писать и здесь. Внесу лишь маленькую ремарку.

Многие считают, что если они определили ЦА в виде студентов, то они очень четко очертили своих клиентов. Но студенты бывают разные, кто-то приезжает в универ на машине, а кто-то донашивает куртку за старшей сестрой. Соответственно и покупательская способность может быть разной.

Чебурек

Почему «может быть»? Потому, что зависит от товара. Богатый студент будет ежедневно покупать ваш дорогой круассан. Бедный — не будет. Но на тусовку в клуб оба скинутся одинаково. Просто бедный сэкономит на чём-то другом.

И наоборот, совершенно не факт, что богатый студент будет покупать дорогой круассан, он может довольствоваться дешевым чебуреком.

Запомните, для бедных есть дорогие вещи, которые они не могут себе позволить. А вот для богатых нет дешевых вещей, которые они не могут купить.

Всегда задумывайтесь с чего начать. С определения ЦА или с определения TAM-SAM-SOM. Ведь вы можете очень круто описать свою ЦА, но потом выяснить, что для нее нет даже SAM. И наоборот, у вас может быть очень четкий SOM, который никак не вписывается в ваш будущий/существующий продукт.

Пиво

Целевая аудитория запросто может зависеть от времени года. Например, зимой женщины могу не пить пиво вообще, а летом — каждый день. Но это простой случай. А вот если вы по средам устраиваете большую скидку на красную икру, и к вам толпами ходят пенсионеры, то надо ли выделять в ЦА отдельную группу «пенсионеры»? Или это исключительно эластичность спроса и группы «мужчины и женщины старше 23 лет» достаточно?

А если это одиннадцатиклассники? Еще год назад красивое платье было не нужно, а теперь — ну как без него? Со свадебными платьями более понятная ситуация. А с выпускными?

Памперсы

А знаете ли вы про выбирателей, решателей, покупателей? Избитый пример про памперсы. Мама выбирает производителя. Папа решает, что по деньгам подходит. Бабушка передает курьеру деньги за памперсы, пока мама нянчится с ребенком. Записывать бабушку (именно её видит курьер) в ЦА ошибочно. Да, кастдевы надо проводить правильно!

Маржа!

Да, ещё момент, вы по каждой своей ЦА должны понимать хотя бы маржинальный доход (МД). А то так выяснится, что на крутой ЦА со стабильным спросом и высокой выручкой, МД ≈ €0. И нафига тогда всё это в чем экономический смысл ведения данного бизнеса?

И таких особенностей, исключений из правил можно привести вагон и маленькую тележку. Это не очень сложно, если вы всесторонне развитый человек. Всё, о чём я прошу — включать мозг при работе.

Анализ конкурентов

Здесь тоже из крайности в крайность. «Мы единственные в регионе, кто делает аргонную сварку», но в гугле таких сварщиков в городе два десятка. Вы можете очень долго доказывать мне, что у вас крутое качество, низкие цены, и что все ваши коллеги делают полное ражно… Но ваш клиент видит выдачу гугла, где вы лишь один из немногих. А если допустить, что можно не варить старый капот, а купить новый…

Логотипы

Или наоборот, дизайнер гуглит «разработка логотипов» и грустнеет, что очень много конкурентов. Не пробиться на рынке. Но потом один из этих конкурентов — рекламное агентство — обращается к нему с постоянными заказами по дизайну логотипов. И вот вроде это уже и не конкурент, а заказчик.

Вы скажете, что пример надуманный и у вас всё сложнее. Отнюдь! Надо просто сесть и целенаправленно обмозговать вашу ситуацию с этой точки зрения. И вы скоро поймете, обязательно поймете, что не все они ваши конкуренты.

Такси

В час-пик водители такси не конкуренты друг другу. Пассажиров хватает на всех, простоя нет. Существует много определений конкуренции. Моё такое: конкурент это тот, кто снижает вашу прибыль. Если кто-то делает то же самое, что и вы, но ваша прибыль от этого увеличивается, то он ваш помощник.

Кофемолка

Очевидно, но многие это забывают, что помимо конкуренции продавцом есть ещё конкуренция товаров. Многие думают, что ЦА купит кофемолку у них, либо в соседнем магазине. И часто забывают, что ЦА может вместо покупки кофемолки просто покупать молотый кофе. Или вообще растворимый. Да в конце концов можно перейти на цикорий!

Конкуренция возникает в голове покупателя, а значит определяется исключительно вашей ЦА. Только она определяет конкуренцию. Поэтому проводя кастдевы вы не только лучше понимаете потребности, но и выявляете конкурентов. Записывайте кастдевы на видео/аудио.

P.S.

Я очень уважаю маркетологов, которые понимают, что все эти ЦА и АК не делаются раз и навсегда. Это не курсовая работа. Это динамический документ, которые дополняется по мере работы. Если спустя полгода работы ваша теоретическая ЦА осталась первоначальной, то вы чертовский гений, который угадал.

Популярные сообщения из этого блога

Почему большинство маркетологов на самом деле не маркетологи

Как разогнать цену своего токена

Партия войны и партия мира — что это такое

Гугл Хром — заметка свитчера

Какими должны быть коэффициенты конверсии