Почему бизнес-модели нельзя покупать


Короткий ответ — покупные бизнес-модели не работают. Это выглядит, как в анекдоте: «поддельные елочные игрушки выглядят, как настоящие, но не приносят радости». А реальность именно такая.

Почему нельзя купить готовую бизнес-модель?

Когда вы решаете купить бизнес-модель (просчитанную идею бизнеса), то хотите, чтобы это была рабочая идея, апробированная на практике. И вам показывают реальный бизнес в некой стране, который работает по этой бизнес-модели в данный момент времени.

Казалось бы журавль в рукаве! Но тут кроется огромное количество тонкостей, из-за которых вы не сможете скопировать ту бизнес-модель.

Самая важная причина невозможности копирования чужой бизнес-модели — никто не знает, как внутри всё устроено у той компании, более того, никто не знает, прибыльна ли она или владельцы уже n-лет вкладывают в нее свои деньги или инвесторов.

Пример 1

Однажды я был консультантом покупателя бизнес-модели кружков по плаванью для детей. Нам показывали действующий бассейн и давали бухгалтерскую отчетность. Была прибыль за несколько лет. Вот только дьявол кроется в деталях.

В разговоре я ненавязчиво вытянул следующую информацию (о которой никто и не подумал рассказать сразу!). Владелец бизнеса оканчивал «спортивный» университет, поэтому он взял в долю (по 5%) несколько своих однокурсников на работу тренерами, платил им меньше рынка, так как они получали дивиденды. Эти тренеры были замотивированы работать хорошо, они сами привлекали клиентов от своих знакомых и так далее по цепочке.

Кроме этого у жены того основного учредителя было помещение в собственности — поэтому арендной платы фактически не было, она перекладывалась по сути из одного семейного кармана в другой. Также жена была из состоятельной семьи, и все её подруги направляли таких же состоятельных знакомых к ней в кружок. Конечно, они держали цены на 25% выше средней по рынку, но для той аудитории это было не принципиально и поток клиентов был большой.

А если и случались форс-мажоры, то это не было проблемой, деньги можно было легко одолжить у родителей жены, занять $70000 было вообще не проблема (когда сломался бойлер и надо было делать ремонт в помещении). То есть это беспроцентный кредит, который берется за 10 минут. Итого, три составляющие (персонал, аренда, кредит) были изначально у собственника «в кармане». Вы понимаете, что скопировать эту бизнес-модель невозможно? У вас с вероятностью в 95% будет крах.

Пример 2

Или вот еще один хороший пример, двухходовка. Предприятие поставляло красители. Один покупатель был из «шапочных» знакомых. Он делал предоплату на большой объем красителей и сразу на год (было высокое доверие), а красители поставляли понедельно. Красители продавали с наценкой всего в 5%, никто не могу конкурировать с ним.

И квинтэссенция всего — полученную предоплату за год укладывали на депозит, получали свои проценты и этого хватало, чтобы все затраты окупить и заработать. И вот как скопировать эту бизнес-модель, если у вас нет приятеля, который сделает предоплату на год вперед?

В каждом бизнесе, который прошел огонь и воду, есть такие дьявольские детали, которые помогают тому бизнесу жить. Но вы их не скопируете… © Андрей Голубев

И что делать?

Надо разрабатывать бизнес-модель под себя, под свои особенности, под свои ресурсы. Бизнес-модель на заказ, только так. Я хорошо прокачал этот свой опыт в бизнес-моделях разрабатывая токеномику криптопроектов. Там, в условиях виртуальности, можно воплотить практически любую идею, вы не ограничены границами физического мира. И вот там очень надо продумывать логику бизнеса, центры затрат, центры прибыли, центры формирования интереса, нужд и потребностей, учитывать интерес инвесторов, холдеров, трейдеров и так далее. А дальше увязывать это все с имеющимися ресурсами (личные или инвестора).

Да, это займет месяц или больше. Да, это будет стоить от €5000. Но это будет реально осуществимая для вас бизнес-модель, которую никто не сможет скопировать.

Популярные сообщения из этого блога

Почему большинство маркетологов на самом деле не маркетологи

Как разогнать цену своего токена

Гугл Хром — заметка свитчера

Партия войны и партия мира — что это такое

Какими должны быть коэффициенты конверсии